Искусство исцеления.
Итак, вы выбрали для себя стезю целителя. Достойный класс, чрезвычайно нужный в пати как при охоте на мобов, так и в сражениях пати на пати.
Однако, хотя принципы игры за хилера в БФГ во многом похожи на принципы в Л2 или ВоВ, но особенности мира накладывают свой отпечаток.
О хиле непосредственно:
Всего в наличие клирика с 41+ до 78 лвла 5 исцеляющих заклинаний:
Heal – обычное исцеление. Ваш верный друг и помощник в трудных ситуациях. Пусть кто-то им пренебрегает, считая слишком слабым. Да, по эффективности оно уступает профессиональным умениям. Но его главное преимущество – это не кол-во восстановленных ХП, а практически мгновенный откат. Не раз в напряженной ситуации вы столкнетесь в необходимости срочного исцеления кого-то из своей пати, в то время как профессиональные умения еще не готовы к использованию. Вот тогда-то это заклинание и сможет спасти чью-то жизнь.
Battle Heal – практически двойник заклинания Heal, однако с существенно большим откатом. Учить стоит лишь до получения профы. В дальнейшем вещь в сущности бесполезная. Может быть выучена неклерикальными магическими профессиями (архимаг, сорк и т.п.)для того, чтоб полностью убрать откат Heal-а.
Group Heal – заклинание, восстанавливающее ХП в размере обычного Heal-а всей группе. Имеет очень долгий откат, поэтому используется лишь как вспомогательное и неклерикальными профами.
Mass Great Heal – самое главное исцеляющее заклинание за клирика. Во-первых, обладает большим радиусом действия, нежели заклинания упомянутые выше. Во-вторых, эффективнее их раза в полтора. Это заклинание вам придется использовать наиболее часто. Оно действует на всю группу сразу, что дает очень большое преимущество: вам не приходится делать выбор, кого лечить, а кого нет. Произнося его, вы исцеляете как сопатийцев так и себя. Для него стены, деревья и камни не
являются преградой. Однако оно имеет неслабый откат, которого следует опасаться.
Major Heal – заклинание, определяющее мастерство лекаря. Оно исцеляет лишь одну цель на величину, чуть большую, чем Mass Great Heal, и дает повышенную регенерацию ХП на 10 сек. В принципе, необходимость в нем возникает из-за отката MGH, потому что при, как ни странно, одинаковом расходе манны и примерно равной силе исцеления MGH лечит всех. К тому же для MH серьезным минусом является наличие возможных преград, делающих невозможным произнесение заклинания. Поэтому использование его более высокоинтеллектуально, нежели MGH. Хилер должен все время анализировать ситуацию и предугадывать, кому именно может понадобиться исцеление. Порой от выбора между двумя людьми зависит жизнь пати. Также нужно все время следить за отсутствием преград и расстоянием до объекта.
Возможно, вы слышали о том, что оверхилл - это отсутствие профессионализма, о сохранении маны и тому подобном. Забудте об этом. В БФГ за клирика сжечь свою ману до конца достаточно сложно. Используйте во время боя Body to Mind, и ваша мана не кончится никогда. Ситуация порой не предсказуема, поэтому иногда стоит начать лечить еще до того, как нанесен удар - и к моменту получения раны заклинание будет дочитано. Профилактическое лечение - очень неплохой способ не потерять свою пати в лагах.
Об особенностях класса:
Различия хилера в Л2 и в БФГ в том, что он обладает рядом бафов на пати. При этом все бафы накладываются на всех сопатийцев, находящихся в радиусе их действия. Эффективность и продолжительность бафов растет с каждым лвлом.
Death Whisper – бафф, увеличивающий шанс критической атаки и ее силу.
Guidance – бафф, увеличивающий точность и скорость атаки.
Regeneration – бафф, увеличивающий запас ХП, скорость их восстановления и эффективность лечащих заклинаний.
Хоть в отличие от Л2 фулл бафф стоит гораздо меньше маны, но грамотное пати должно знать команду «ребафф» и не заставлять клирика бегать за ними и бафать по одному, а клирик должен следить за состоянием и временем бафов.
Также у клирика есть 3 стандартных для всех магов селф бафа:
Spell Casting - на скорость каста
Magic Weapon - на увеличение магической атаки и шанс крита
Soul Enchant - на запас маны, концентрацию и бонус к селф-хилу.
Еще одной уникальной способностью клирика является способность разрушать чужие заклинания:
Vitalize – одно из самых нужных заклинаний. Снимает со всей пати все негативные эффекты: отравления, проклятия, паралич и т.п. Насколько помню, не способно лишь снимать некоторые виды стана. Из минусов – не 100% гарантия снятия, очень долгий откат.
Cancel – снимает с врагов все положительные бафы, эффекты банок и т.п.(возможно, даже УД). Действует со 100% вероятностью, бьет по площади. Но, к сожалению, как правило, в бою не всегда есть время на его применение. Поэтому есть один прием, что может повысить целесообразность его применения - увязать кэнсел макросом с другими полезными дебафами ( я, к примеру, из чистой вредности связал в макрос кэнсел + блок скилс + яд - да простят меня сопатийцы, т.к. за смерть от яда хонор не идет - зато это заставляет врага изрядно понервничать
).
Не забываем и о способности клирика заливать ману союзникам - чередование этого скила и Body to Mind дает нон-стоп кач. Однако у этого скила есть один коварный момент - очень маленький радиус действия, поэтому заливая ману непосредственно во время монстроубиения, вы рискуете переагрить моба на себя.
Так же полезно будет применять на мобов дебафы, если у вас нет недостатка в мане и это не связано с чрезмерным риском. К примеру, Power Drain снизит физическую защиту моба, что уменьшит время, необходимое для его уничтожения, а Curse of Chaos снизит точность атаки моба, что позволит всем классам, носящим лайт, успешно избегать его атак.
Как выжить в ПвП:
Играть лекарем непросто. Из-за малого запаса ХП и традиционной робы в бою против других рас он является как самой легкой мишенью, так и целью N1. Пати, как правило, живет столько, сколько живет ее хилер.
Будьте готовы к тому, что все вокруг будут хотеть вас убить (даже пати, если кого-то не успели хильнуть
).
- Забудьте Л2. Ее штампы здесь не проходят. Идите к делегату и выучите ношение тяжелой брони, купите ее и оденьте. Оденьте щит. Найдите талик на п. защиту. Получите баф паладина. Выпейте колбу защиты. Вставьте СА на п. защиту в оружие.
Вы готовы. Теперь вы можете спокойно пережить ассист лучников или атаку 2-3 вражеских ДД, прорвавшихся к вам. А что же с хилом? Пишите макрос на переодевание. Будьте готовы как применять заклинания и исцелять пати, так и залезть внутрь непробиваемого стального панциря. Как правило главное – пережить первую атаку. Пока вражеские ДД будут пробовать вас убить, ваши ДД проредят их ряды. Враг не сможет бить вас вечно, и как только он потеряет бдительность – надеваете робу и исцеляете все группу MGH.
- Как вариант - при создании персонажа выберете скин воина. Попробуйте замаскироваться под ХК или феникса.
- Holy Shield - держать на себе ВСЕ ВРЕМЯ. Чрезвычайно полезный навык, т.к. спасает от дебафов, стана и паралича. Застуненый маг - мертвый маг. При прокачке навыка он держится на 40 лвле скила 15 секунд, откатываеся ( у меня ) за 12 без щита. Но не все так легко. Шторм варсмитов, спарк гвардов и прочие подобные способы выведения вас из строя щит пробивают. Один раз защитив вас, он слетает и вам угрожает серьезная опасность стана. Как вариант - использование в это время Elemental Protectin. Хоть она и предназначена больше для защиты от магических атак, чем для отражения дебафов, однако это лучше, чем ничего. Чтобы удобнее было держать на себе щит в бою, привяжите его макросом к MGH. Его вы будете использовать достаточно часто, при привязке щита к хилу сзади макрос ошибку выдавать не будет, и это лишит вас части хлопот.
- Видите атакующего вас мага - включайте Elemental Protection ( затем кэнсел существенно охладит его пыл, т.к. без бафов он представляет существенно меньшую опасность, а delay превратит его в бегающий фраг)
- Держите под рукой Cure Potion - поймали сайленс - можете снять ее колбочкой. Для всего остального используйте Vitalize ( так вы сэкономите время, сняв дебафы с пати), кроме тех моментов, когда ваша скорость каста замедлена. Для таких случаев учите базовый Cure, т.к. применение Vitalize -а даст дикий откат этого навыка, что лишит вашу пати снятия дебафов.
- Носите с собой посох, жезл и щит. Посох используйте для дебафов и атаки флага ( виндстрайк и аура флэа могут стать неплохим подспорьем при выносе флага, когда рядом нет врага). Жезл даст вам быстрый каст, если враги вами еще не заинтересованы - лечите жезлом, так заклинания будут откатываться быстрее всего. Однако держите под рукой щит - как только почувствовали опасность - одевайте его и продолжайте хилять. Против прямой атаки того же вульверайна щит не шибко поможет, но он будет эффективен при применении врагом массовых атак ( к примеру, мторма варсмитов) и даст вам возможность продолжать каст. Но не забывайте про хэви. Щит щитом, но порой единственный способ спасения - надеть хэви и молится
- Выучите уворот. Это нераз спасет вам жизнь.
- Пользуйтесь складками местности. К примеру, встав на край обрыва, вы сможете лечить пати, сражающуюся внизи, а вражеские контактники не смогут до вас добраться. Нырнув в воду, вы скороетесь от противникаи сможете в относительной безопасности поддерживать соратников. Стены, здания, камни, деревья - пригодиться может все ( к примеру, порой можно очень неплохо прятаться под елями возле Полона
). Главное не забывать про радиус действия заклинаний и про то, что для произнесения некоторых вам необходимо видеть свою цель. Но главными вашими помощниками вам будут охранный кристалл крафтера и гейт астралиста. Кристалл будет станить всех противников, покушающихся на вас и бить аурой, а гейт - отправлять их в столицу. Не стоит забывать и о способности кристалла восстанавливать вам ЦП. Однако будте аккуратны и не нажмите случайно на гейт астралиста при лаге - будет досадно улететь в столицу, оставив пати без лекаря.
- Выберете себе танка – охранника (хотя он может быть и ДД). Просите пати присматривать за вами.
- Не поленитесь и выучите оглушающий удар. Он вполне неплохо получается жезлом и будет сюрпризом для врага.
- Не лезьте вперед, однако и не задерживайтесь сильно – враг может ударить с тылу.
- Против воинов одевайте хэви, против магов – робу.
- Держите рядом с собой паладина – мне он не раз спасал жизнь, пока меня ассистили в хэви.
- Бойтесь стана в робе, тем паче без нее во время переодевания.
- Не стойте на месте, а бегайте вокруг своих танков, так противнику будет труднее поймать вас в таргет и достать, а им проще захейтить вражеских ДД на себя.
- Порой в бою наступают серьезные лаги, особенно на осадах. Используйте их с пользой, перемещайтесь короткими перебежками, двигайтесь стрелками, петляйте, сбивайте противнка с толку, заставляйте его цепляться о других.
- Анализируйте ситуацию и пробуйте предугадать, что же понадобится вашей пати через несколько секунд.
Если вы будете применять эту тактику, убить вас будет 3 способа:
- грамотный ассист( против него ничто не спасет).
- атака магией ( в робе м. деф много выще, нужно успевать переключаться).
- стан во время каста ( вы оказываете перед воином в робе со слабым п. дефом).
- И главный совет : думайте
ПвП клириком:
Как ни прискорбно будет сообщить, но ПвП за игру клириков невозможно в принципе. Если астралист с помощью своих бафов еще что-нибудь и сможет сделать, то у клирика все бафы воинские, а для боя с оружием в руках он не вышел статами.
Поэтому помните всегда - ваше оружие - это ваша пати. И чем сильнее она, тем сильнее вы. Давайте чуть отвлечемся и вычислим примерную силу клирика как боевой единицы. Выдвинем предположение, что бафнув свою пати и повысив им скорость боя, точность, частоту и силу крита, вы увеличили наносимые пати повреждения за бой на 1/4 ( что примерно и получается в действительности). Теперь предположим, что вы держите на себе фулку, т.е. 8 человек не считая вас. Итого 8*1/4=2. Значит клирик как боец эквивалентен 2 обычным бойцам ( как правило, разница наиболее ощутима в пати с дд, при затяжном бое и наличии фул-пати). Т.е. беря в пати клера, вы не ослабляете ее на 1 бойца (которого вы могли б взять на его место), а усиливаете на одного.
Затем, посчитаем, сколько ХП вы восстановили своей пати за бой, просуммируем, поделим на сумму ХП пати. Получили величину от 1/2 ( при быстром бое), до 3 (затяжное сражение...возможно и 5, но такое явление встречается нечасто). А теперь запишем вычисление [ 8 ( число чеовек в пати) + 2 ( ваш эквивалент )]* 1/2..3 ( коэффициент восстановления ХП) = 5..15. В итоге мы получили интересный результат, что клирик в хорошей сбалансировнной пряморукой пати ( важно!) эквивалентен от 5 до 15 бойцов Оо. Чувствуете фокус
А ведь это еще не все. Есть еще различные дебафы и стан. Предположив, что стандартная пати ослабляется дебафами от 1/5 до 1/3 ( нехочу даже прикидывать действие стана ВСов..вообще страшные цифры получаются), получаем коэффициент усиления от 5/4 до 3/2. Домножаем и получаем
эквивалент от 25/4 ~ 6 до 45/2 ~ 25 бойцов.
Удивлены? Ловкость рук и никакого мошенничества
Если сомневаетесь в выкладках - раскачайте клирика и проверьте сами
Но что делать, если не терпиться сделать врагу что-нибудь самому? Не беспокойтесь, хоть клирик убить сам может только нуба, но вот гадостей он может сделать врагу изрядно.
а)Кэнсел - один клик и многие враги прощаются со всеми своими бафами и банками.
б)Стан - и пробегающий мимо эльф с вероятностью 30% застывает, оглушенный
в)Стан шот - читающий заклинание маг падает на землю кулечком с .. зерном.
г)Слип - враг замирает...тсс...не будите его, а по тихому отдебафайте или же расправьтесь с его товарищами.
д)Делэй - скорость каста серьезно снижается, сущая гадость для мага.
е)Блок скилс - и дагерщик из серьезного противника превращается в ходячий фраг.
.....
Перечислять можно долго. В БФГ есть много дебафов на любой вкус. С ростомлвла скила растет как его эффективность, так и скрость каста, дальностть и радиус площади, накрываемой заклинанием. Поэтому на осаде или дефе городов парочка дебафов, кинутых в толпу в перерыве между зилом, принесет свои плоды.
Клирик на каче:Соло кач клириком возможен ( на моба вешается слип, дебафы, а потом моб выносится базовыми атакующими скилами), но если вам пришлось качаться клириком соло, то смело меняйте класс, расу или удаляйте БФГ, потому что раскачивается клирик только в пати.
Уже то, что вы вошли в пати и скастовали бафф, ее значительно усилило. Но рано расслабляться, скучать вам не придется.
Первое ваше орудие - хил. Если для гладов или танков он может быть и не особо актуальным, то для кинжальщиков, ДА, варлордов, в общем практически всех классов, носящих лайт, он важен, а порой - жизненно необходим.
Второе ваше орудие - виталайз. Не давайте вашему пати ослабнуть, а тем паче - стоять в стане. На хай-лвлах он порой важнее хила.
Третье ваше орудие - речарж. Да, мало, да, медленно. И рейндж низкий. Но если не будете лениться, то кач будет нон-стоп.
Еще вполне возможно вешать на мобов дебафы, однако это может быть чревато их переагриванием, а в пати с астралом - даже чуток атаковать в поддержку ДД
Автор статьи - Джафар, боевой клирик Империи, клан FateChasers.
Успехов всем, выбравшим этот класс, один из интереснейших имперских классов.